Тревожный ребенок: чем мы можем ему помочь?

Тревожный ребенок:    чем мы можем ему помочь?

Что такое «тревожность»? Чем мешает?

Тревожный человек живет, постоянно как бы задавая себе вопрос: « А вдруг что-нибудь случится?»  Такой  ребенок неуверен в себе, может быть  также застенчив. Боязнь неудачи  в практически любой деятельности приводит к тому, что ребенок может отказываться делать что-либо, в чем виден результат –«А вдруг не получится?»   Тревожный ребенок  не проявляет инициативу, его не видно и не слышно в группе, он обычно выполняет все указания воспитателя –не нарушает дисциплину, убирает за собой игрушки – в общем, делает всё, чтобы избежать неудачи.  В деятельности  он ждет поддержки, положительной оценки. Крайне плохо переносятся замечания, любая критика. Постоянная тревога может перерастать в страхи, которые также могут укореняться и переходить в невротические черты. Тревожный ребенок – это, в принципе удобный ребенок. Но удобно ли ему с самим собой?

Как выявить?

Самый достоверный способ – это наблюдение за ребенком в свободной, а также организованной  деятельности  – на прогулке с другими детьми, на занятиях, в игре в детском саду или игровом центре. Отметьте преобладающий эмоциональный фон ребенка – чаще он весел, или  печален, как часто проявляет инициативу  с другими детьми, изъявляет ли свои желания. Слышно ли его на детской площадке? Насколько уверенным/ неуверенным  выглядит в целом его поведение?  На занятиях: громко или тихо отвечает на вопросы? Или совсем не отвечает? Может ли позвать воспитателя, если требуется помощь? Как реагирует на замечания? Проявляет ли интерес к занятиям?

Если Вы думаете, что Ваш ребенок обладает повышенной тревожностью, то можете обратиться к психологу. Для более точной диагностики  психолог проведет  диагностические занятия и с ребенком , и с Вами. Так, Вам будет предложена анкета, ответы на которую помогут выявить наличие тревожных черт у малыша.  С ребенком будут проведены  проективные, рисуночные методики, методики,  предполагающие выбора цвета, наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

В чем причины  развития у детей тревожности?

Очевидно, что  чувствительный от природы, ранимый ребенок  имеет больше шансов стать тревожным, чем его более «толстокожий» сверстник. Однако далеко не все  ранимые и чувствительные дети такими тревожными становятся.  Конечно, много зависит от того, как  происходит общение родителей с ребенком. Наиболее  возможно развитие  этой черты в семьях, где есть:

-гиперопека, т.е. чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Ребенок теряет уверенность в своих силах, начинает  беспокоиться, что он всё время делает что-то не так, т.е. начинает испытывать чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивую черту личности –тревожность.

— Чрезмерная зависимость –когда ребенок очень близок с одним из членов семьи, чаще с матерью. Такие отношения с ребенком обычно устанавливают неуверенные в себе, мнительные родители. Они заражают ребенка своими опасениями, боязнью что что-то пойдет не так.. При этом общение не обязательно авторитарное, как при гиперопеке, с ребенком могут советоваться и  прислушиваться к его мнению. Но сама мнительность родителей передается чувствительным детям.

-частые упреки, вызывающие чувства вины (ты плохо себя ведешь, и у мамы поэтому голова болит», «ты  баловался, поэтому братик проснулся». Такие дети итак ранимы, а такие  упреки еще больше закрепляют  тревогу и формируют постоянное чувство вины, страх сделать что-либо не так, чтобы опять чего-нибудь не случилось.

-чрезмерные требования, не соответствующие реальному уровню развития. Требования могут предъявляться как в садике, так и дома. Родители могут проецировать на детей свои неудовлетворенные потребности, и ожидать, что уж в ребенке – то они точно реализуются.  Например, желание сделать из ребенка великого спортсмена может сильно расходиться с его реальными возможностями и желаниями, склонностями. Чувствуя, что разочаровывает родителей, ребенок всеми силами будет стараться этого избежать, любой ценой…  А в детском саду воспитатель может  постоянно сравнивать результаты работы детей между собой и выносить довольно однозначные и грубые вердикты: « А Коля,  как всегда, как курица лапой написал», «Ну у Наташи всё понятно,  начиркала-начиркала и думает что нарисовала», «Так, Андрей опять молчим, ну что за молчун у нас!». Критика к таким детям должна применяться очень осторожно, а такой форме – вообще недопустима.

Как вести себя с тревожным ребенком?

-Помните —  любой шаг навстречу, похвала, уверенные слова поддержки необходимы тревожному ребенку как воздух. Лишая ребенка  ласки и проявлений тепла, вы не сможете вырастить его «настоящим мужчиной» , зато укрепите ростки тревожности и неуверенности в себе.

— Ругая ребенка за провинность, не переходите на личности! Оценивайте действие и его последствия, и свои переживания, а не унижайте ребенка. Сравните реакции родителей: «Какой ты неловкий, от тебя одни огорчения! Опять штаны измазал, нехороший, злой мальчик!» и «Как же ты вымазался во дворе, мне же придется всё это стирать! А я хотела книжку тебе почитать в свободное время, а  придется стиркой заниматься»

-старайтесь ограничить просмотр агрессивных мультфильмов, фильмов, особенно на ночь

-Никогда не угрожайте ребенку потерей Вашей любви, недопустимо говорить ему, что Вы можете уйти навсегда, или поменяете его на другого, хорошего, если он будет плохо себя вести

—  Нельзя высмеивать страхи и опасения ребенка! Иначе он просто закроется в себе. Особенно  это мальчиков: в нашей культуре принято говорить «ну ты же мальчик», «ты должен быть смелым», — поэтому мальчикам в этом отношении гораздо труднее,  чем девочкам

-Если ребенок боится спать в темноте, не гасите свет насильно – пусть какое-то время поспит с ночником. Не заостряйте внимание на этой проблеме, и она  со временем пройдет сама собой.

-Не фиксируйте внимание на неприятных, травмирующих  ребенка  ситуациях. Обсудите ситуацию как можно в более спокойном тоне,  без лишней эмоциональности. Чувствительные дети очень восприимчивы к тому, что чувствуют  их родители. Поэтому, если хотите успокоить ребенка – успокойтесь сами. Например, на занятии сегодня ребенок был неуспешен, и воспитатель   сказала об этом при всей группе. Ребенок плачет, говорит «я больше туда не пойду». Ни в коем случае не игнорируйте  ситуацию! Встаньте на позицию ПРИНЯТИЯ чувств ребенка, обеспечьте ему эмоциональный контакт с вами, расспросите о том ,что произошло. Можно обыграть эту ситуацию дома с игрушками. А затем подвести ребенка к тому, что ситуации в жизни бывают  разные, нужно учиться  более спокойно  реагировать на  них.

Таким образом, будьте  в общении со своим ребенком максимально открыты, эмоционально близки –и в то же время старайтесь не тревожиться сами,- ведь  чувствительные дети как флюгер улавливают все перепады нашего настроения.

Запись опубликована в рубрике Детская психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Написать отзыв:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изюминки и дополнительные услуги