Кризисы развития

Что случилось с моим ребенком?

Этот вопрос часто задают себе в отчаянии даже очень заботливые и любящие родители большинства ребятишек в возрасте от 2х до 4лет. Ведь, еще вчера «золотой» ребенок, сегодня превратился в неуправляемого, вредного, грубого и вечно что-то требующего. Главным и любимым словом стало слово «НЕТ», договориться о чем-либо невозможно, на любые предложения – бурная, часто неадекватная отрицательная реакция.

Кризис развития

Но, дорогие родители, не спешите  впадать в панику и думать, что это вы во всем виноваты – ведь это поведение совершенно нормально! Мало того — оно просто необходимо взрослеющему ребенку, и при правильном отношении с вашей стороны через некоторое время  всё это благополучно забудется, а ребенок получит  в свое распоряжение важное психологическое  новообразование – чувство уверенности и самостоятельности.

Что такое кризисы развития?

Развитие и взросление человека не происходит  ровно и спокойно. Существуют периоды, когда в человеке как бы накапливаются, зреют  изменения, но  вот наступает момент, когда они как будто вырываются наружу, и в результате преодоления этого кризиса в личности появляется что-то новое и важное. Ребенок, взрослея, проходит через несколько таких «переломных» моментов в своей жизни:

  • Кризис рождения
  • Кризис 1года   (отделения себя от матери)
  • Кризис 3х лет ( стремление к самостоятельности, утверждение себя как личности, которая много чего может и хочет)
  • Кризис 7 лет (потеря непосредственности, переход к позиции школьника)
  • Кризис  переходного возраста (примерно с 12 лет)

Возрастные границы являются условными и могут  быть несколько сдвинуты.

КАК проявляется кризис 3-х лет?

Этот кризис развития проявляется в том, что ребенок всеми силами стремится к самостоятельности, начинает отстаивать своё мнение, даже просто ради того, чтобы его отстоять. Вот основные симптомы, с которыми могут встретиться родители трехлетнего ребенка:

  1. Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным в конкретную ситуацию), легко ребенком выполняется.
  2. Упрямство — реакция не на предложение, а на свое собственное решение.
  3. Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.
  4. Строптивость.Это протест против порядков, которые существуют дома.
  5. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Здесь речь идет о более глубоких вещах — о самостоятельности намерения, замысла.
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.
  7. Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

КАК СПРАВИТЬСЯ?

Прежде всего, не надо опускаться до уровня ребенка, и выяснять отношения с помощью крика и наказания. Это только унизит ребенка и усилит реакцию, и Вы, уважаемые родители, попадете в замкнутый круг… Нужно понять, что и ребенку очень трудно в этот период – ведь он очень любит вас, но и чувствует в то же время, что и сам по себе тоже что-то значит. Его раздирают противоречия, которые он не может осознать, и только любящие и понимающие родители  могут помочь ему  с пользой для дальнейшего развития преодолеть этот непростой этап.

  • Проявляйте уважение к самостоятельности ребенка: предоставляйте ему возможность выбора там , где это возможно (какую одежду надевать, какой ложкой есть, в какую игру играть), спрашивайте его мнение ( Как ты думаешь  что нам лучше на ужин приготовить? Какой хлеб лучше купить –белый или черный?)
  • Установите четкие запреты и умейте объяснить их. Детям нужны границы, и это очевидно. Границы создают чувство защищенности и безопасности. Запреты должны быть конкретными, немногочисленными, не противоречащими возрастным особенностям ребенка ( «стой спокойно со мной в очереди, здесь нельзя бегать» – это очень сложно выполнить, а тем более понять, 3-х летнему чуду, сама природа которого требует беготни и активных движений). Запрещая что-то ребенку, не унижайте его достоинство,  запреты должны оберегать его безопасность, а также безопасность  окружающих  людей, а не сиюминутные прихоти взрослых. («не греми машинками , надоело грохот слушать» -не лучший вариант). Подробнее о  правильных и полезных запретах – на  следующем листочке нашего с вами «Уголка»
  • Научите ребенка брать на себя ответственность (ведь он к этому и стремится!) и  отвечать за последствия своих решений . (Упрямился, не захотел надевать резиновые сапоги  на прогулку – пошел в ботинках, промочил ноги и поэтому теперь нам придется идти домой. Ведь в мокрых ботинках гулять нельзя – ножки намокнут и заболеешь. Кинул игрушку об пол – а она сломалась, ну вот , теперь придется тебе играть без машинки, ведь ты сам решил бросить ее на пол со всей силы – теперь она сломана. Не захотел завтракать – на прогулке захотел кушать, — но теперь придется ждать до обеда, да и мы от дома ушли далеко)
  • Будьте последовательны в своих решениях и не поддавайтесь на провокации ребенка , а именно на детские истерики. Ребенок кричит «хочу» или «не хочу», падает на пол, или не трогается с места и  кричит во весь голос. Проявляя уважение к  желанию ребенка добиться своего, мы всё же должны пресечь такое поведение. Рецепт  знают все — истерику нужно игнорировать. Если  же Вы раз от раза показываете ребенку, что таким способом рано или поздно можно добиться своего – то  он и будет этим пользоваться. Соберитесь с силами и просто…переждите  несколько минут.

Дорогие родители! Уважайте стремление детей к самостоятельности и содействуйте этому! В то же время, не забывайте, что ВЫ – родители, авторитет, и есть вещи (запреты), с которыми спорить не следует. Не подавляйте волю ребенка, но и не делайте из него своими  руками маленького тирана!

Как раз тот случай, когда ВЫ должны настоять на своем. Конечно, нужно попробовать  обнять ребенка, взять на руки, если Вы видите что силы его на исходе, но остановиться сам он не может. Но не стоит удовлетворять его требование, высказанное в таком виде. Когда малыш успокоится, обсудите с ним ситуацию, если ВЫ что-то запретили – объясните почему, если на чем-то настаивали – тоже объясните (Солнышко, я не включила мультики, как ты хотел, потому что нам сначала надо  было сходить в магазин. Сынок, мне пришлось забрать у тебя лопату, потому что ты кидался песком в других детей. А этого делать нельзя.)

Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных пределах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Запись опубликована в рубрике Детская психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Написать отзыв:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изюминки и дополнительные услуги