Готовность ребенка к школе

Готовность ребенка к школе

Родителям будущих первоклассников эта фраза уже наверняка набила оскомину. Шести- и семилетних детей  тестируют со всех сторон, что-то все время «выявляют», измеряют и оценивают.

Но помимо знаний и умений, ребенку просто необходима более важная готовность –психологическая. Она включает в себя:

  • Мотивационную готовность ребенка к школе. Одна из главнейших составляющих. Проявляется в ответе ребенка на вопрос : Хочешь ли ты пойти в школу?» Большинство детей отвечают «да», но мотивы эти очень разные. Одни дети хотят пойти в школу, потому что там не надо спать в сончас.  Других привлекает красивый портфель. Третьим надоело в детском саду, они считают, что там уже не интересно. Такие мотивы  называются внешними, как правило, они быстро теряют привлекательность для ребенка и пропадает  желание учиться.
    Если же ребенок хочет  писать в тетрадках, хочет научиться писать и читать, или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению, при прочих равных условиях, у него будет длительным.
  • Волевую готовность, или произвольность. Она проявляется в том, что ребенок может иногда заставить себя делать то, чего в данный момент не хочется. Умеет сконцентрироваться на выполняемом задании и доделать его до конца. Умеет следовать инструкции взрослого,если даже она противоречит его игровому сиюминутному интересу.
  • Готовность познавательных функций . Это определенный уровень развития основных познавательных  функций человека: внимания, мышления, восприятия, памяти, речи, пространственных представлений. Эти функции развиваются у ребенка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познавательные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).
  • Готовность руки к письму (уровень развития мелкой моторики).  В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он способен управлять своими руками. Совершенствование точных движений рук стимулирует развитие речевых центров мозга. Если моторика недостаточно развита, то у ребенка может быть плохой почерк, рука будет быстро уставать при письме и рисовании. А вслед за этими проблемами неизбежно последуют другие, более серьезные. Однако мало просто механически тренировать  руку  ,например, рисованием узоров – все психические процессы взаимосвязаны, и упражнения должны быть разнообразными, к тому же просто рисование по черточкам быстро приедается ребенку, особенно если не получается, и если эмоциональный фон занятий заставляет желать лучшего
  • Социальная готовность. В школе ребенку предстоит встреча  одновременно с двумя новыми мирами – с миром взрослых (учителя) и миром сверстников ( ребята в классе) От того ,насколько  компетентен  ребенок в общении,  как он умеет выстраивать свое взаимодействие  с другими людьми, зависит его эмоциональный комфорт. Для установления хороших отношений со сверстниками нужны такие качества, как умение  слышать других, принимать  правила  общей игры и выполнять их, быть интересным партнером по играм и  интересным собеседником, умение корректно отстаивать свои интересы, считаясь в то же время с интересами других.

В установлении контакта с учителем  необходима , прежде всего, социальная компетентность самого педагога, его видение детей,  уважение к ребенку как к личности, умение завоевать авторитет в глазах ребенка. В то же время, ребенок должен владеть элементарными культурными формами поведения и общения с детьми и взрослыми,  обладать достаточным уровнем развития произвольности

-Развитие пространственных представлений —  Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недостаточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в пространстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.

Как же готовить ребенка к школе? Несколько советов, чего ни в коем случае не стоит делать

НЕ пугайте школой! («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут…»)

— НЕ унижайте его достоинство! Ребенок имеет право чего-либо не знать и не уметь, на то он и ребенок. Низко, в грубой форме  оценивая его достижения в любой сфере его жизни, вы формируете низкую самооценку, тревожность и боязнь всего нового. С таким грузом не то что хорошо учиться – просто жить –и то  сложно…

-НЕ сравнивайте с другими! Особенно это касается застенчивых, неуверенных в себе детей. Вспомните себя: неужели после фразы «У Маши получается, а у тебя нет», Вы начинали стремиться, чтоб  что-то получилось? Тем более, если ребенок действительно неуспешен в чем-то, то он может быть очень успешен в другой сфере.

-НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ выполнять задания по подготовке к школе! Многие дети заранее ненавидят школу, помня о прописях, в которых изо дня в день их заставляют рисовать по клеточкам и строчкам. Просто рисовать одно и то же, потому что скоро пойдешь в школу, «и будешь сидеть  там глазами хлопать! Пиши давай!»  Если есть в этом необходимость в дополнительных занятиях  (например по развитию моторики) , то, во-первых, начинайте с очень малой и посильной  нагрузки, во-вторых, обязательно похвалите ребенка за успех, в-третьих, пусть в ваших заданиях присутствует немного игры, и последнее -не забывайте, что дошкольник -активное существо, он по свое природе не может неподвижно сидеть 20-30 -40 минут, ему нужна смена деятельности и физическая активность!

Лучше всего развивать психические функции в игре. Для старших дошкольников любимы и полезны игры с правилами, они  играют огромную роль в развитии произвольного поведения –ведь волей-неволей приходится подчиняться, иначе проиграешь или исключат из игры.

-«Да»  и «Нет»  не говорить, черное и белое не носить. Задаем вопросы, на которые хочется ответить «да»,»нет», «черное»,»белое», но эти слова приходится заменять синонимами. Игра тренирует память, произвольность, мышление и речь

-«Двигайся- замри». Очень полезно для  гиперактивных  детей. Пока играет музыка, или пока взрослый не хлопнет в ладоши, можно бегать, прыгать и т.д., но по условленному сигналу замереть. Замирать можно в условленной позе

-«Пожалуйста». Ребенок должен выполнять то, что ему говорит взрослый, но только если тот скажет просьбу со словом «пожалуйста». Например, «вытяни руки в стороны пожалуйста, сядь пожалуйста, встань –ребенок не должен вставать, т.к. «пожалуйста» не было сказано.

-«Найди ,что изменилось».Выкладываете на столе несколько предметов (до 10), просите ребенка отвернуться, и меняете что-нибудь местами. Задача ребенка- разложить всё, как было. Игра тренирует внимание, оперативную память, произвольность (ведь нужно преодолеть желание повернуться раньше времени)

Запись опубликована в рубрике Детская психология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Написать отзыв:

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Изюминки и дополнительные услуги